Самая главная особенность развития ребенка первого года жизни в том, что все процессы на этом этапе движутся вперед семимильными шагами. Буквально вчера ваш малыш напоминал живую куклу, большую часть суток проводящую во сне, и вот уже сегодня он агукает, пытается схватить игрушку, совсем не за горами тот момент, когда младенец начнет ползать, а затем и ходить….

Как должен развиваться ребенок в первый год жизни по месяцам после рождения?

Позади самый трудный месяц в жизни ребенка — период новорожденности. Для вас этот этап был не только напряженным и сложным, но одновременно радостным и богатым на открытия. Молодая женщина преодолела робость перед малюткой и неуверенность в своих действиях, приобрела, необходимые навыки и бесценный опыт по уходу за ребенком и с достоинством несет гордое звание Матери.

А впереди еще немало забот и хлопот, множество испытаний, сомнений, вопросов. И вполне естественно желание узнать: как развивается ребенок по месяцам после рождения, все ли происходит правильно?

На первом году жизни в организме младенца происходят ускоренные процессы обмена веществ, обеспечивающие высокие темпы его физического и нервно-психического развития. Всего за 12 месяцев ребенок превращается из беспомощного существа, почти беспробудно спящего в своей кроватке, в активного разумного человека, стремящегося к самостоятельному познанию мира и свободе передвижения. Этот огромный скачок в нервно-психическом развитии ребенка первого года жизни весьма заметен посторонним людям: «Как быстро растут чужие дети!». А родители в повседневных делах и заботах не всегда замечают успехи своего отпрыска, но зато болезненно реагируют, если соседский ровесник в физическом развитии опережает их собственного ребенка. Появляются сомнения и страхи: правильно ли происходит развитие ребенка в первый год жизни, не отстает ли малыш от положенного ему по возрасту прогресса? Кроме того, появляется стремление «догнать и перегнать».

Дорогие мамы и папы! Соревнования в этом «виде спорта» неуместны. Каждый малыш уникален, развитие ребенка в первый год жизни происходит по собственному плану, по индивидуальным законам, предначертанным для него природой. А ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку на первом году жизни условия для развития психики, рациональное питание, здоровое пространство, правильный уход, массаж, гимнастику, достаточное пребывание на свежем воздухе.

В медицине существуют примерные нормы, облегчающие врачам динамическое наблюдение за эмоциональным и физическим развитием детей в первый год жизни, но стремиться к выполнению, а тем более к перевыполнению этих показателей неразумно и неуважительно по отношению к ребенку. Разве вы станете любить его меньше, если в три месяца он не очень уверенно держит голову? Или, может быть, ваша любовь превысит все мыслимые пределы, если в 10 месяцев он начнет ходить?

Не пытайтесь непременно научить ребенка садиться в 8 месяцев или ходить в 1 год только потому, что «так положено». Он должен выполнить эти действия самостоятельно. Кстати, раннее сидение приводит к искривлению позвоночника, а раннее вставание отнюдь не способствует стройности ног. Ведь косточки у ребенка еще довольно гибкие, а мышцы не в состоянии удерживать вес туловища.

Особенности развития речи и мелкой моторики детей первого года жизни с 1 до 4 месяцев

Как развиваются новорожденные в возрасте одного месяца, что они умеют? Если пронести яркую игрушку у младенца перед глазами, он проследит за ней. На голос мамы, разговор в комнате или звучание игрушки прислушается, сосредоточится. На мамино обращение ответит первой улыбкой. И хотя психологи утверждают, что это не улыбка, а непроизвольная гримаска, сокращение мимических мышц, приятнее считать, что он узнал вас и в ответ улыбнулся. Обязательно учитывайте такую особенность физического развития ребенка первого года жизни на втором месяце, как его чрезвычайную слабость и невозможность удержать голову более пяти секунд. На разговор с ним в этот период малыш отвечает отдельными звуками. Крик младенца приобретает эмоциональный оттенок.

В возрасте двух месяцев малыш уже способен длительно сосредоточить внимание на привлекательной игрушке, на лице взрослого человека, следит глазами за движущимся предметом, мамиными передвижениями. Прекращает сосание при показывании ему яркого предмета. Поворачивает голову на звук, на голоса людей в комнате. В этот период продолжается эмоциональное развитие ребенка первого года жизни: на обращение к нему малыш отвечает улыбкой и отдельными звуками, с удовольствием общается. В положении на животе поднимает голову и довольно длительно удерживает ее.

Физическое развитие детей первого года жизни в три месяца позволяет им удерживать голову в вертикальном положении, следя при этом за движущейся игрушкой, младенец смотрит на лицо говорящего с ним человека. Отвечает оживлением на обращение к нему любого человека, ищет глазами источник звука и поворачивает голову на звук. В положении на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову и длительно удерживая ее. Беспорядочное искание материнской груди сменяется открыванием рта при приближении груди или при виде бутылочки, ложечки (условный рефлекс). Движения рук становятся свободными и целесообразными: тянет предметы в рот, пробует дотянуться до игрушек. Для развития мелкой моторики на первом году жизни очень важно давать ребенку ощупывать разные предметы. Иногда малыш узнает мать, смеется в хорошем настроении, криком выражает недовольство, когда его оставляют одного. Музыкальные звуки вызывают положительные эмоции. Продолжается речевое развитие детей первого года: гуление в этот период становится разнообразным.

В четыре месяца малыш узнает мать и близких людей, отвечает оживлением на их появление, улыбается, в гулении появляются певучие звуки, громко смеется в ответ на обращение, реагирует на незнакомое лицо. Активно поворачивает голову в стороны, стараясь найти глазами источник звука. Захватывает игрушки, висящие над грудью, рассматривает, ощупывает их. На руках у взрослого в вертикальном положении хорошо держит голову. Основной показатель развития ребенка первого года жизни в этот период – исчезновение повышенного тонуса мышц нижних конечностей, движения ног становятся свободными, более дифференцированными. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору согнутыми в тазобедренных суставах ножками. В этот период развития ребенок первого года жизни уже приподнимается на руках, опираясь на ладони. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Психомоторное и речевое развитие детей первого года жизни с 5 до 8 месяцев

В возрасте пяти месяцев младенец различает своих и чужих. Психологическое развитие ребенка первого года жизни в этот период продолжается: малыш радуется общению, узнает голос матери и близких людей, понимает ласковые или строгие интонации. Малыш берет протянутую игрушку из чужих рук, удерживает ее. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрямленных рук о поверхность. Переворачивается со спины на живот. Поддерживаемый под мышки, уверенно стоит на прямых ногах. Хорошо сидит с поддержкой, но позвоночник легко подвижен и изгибается при сидении. Подолгу «разговаривает», гулит. Ест и пьет с ложки.

В шесть месяцев знает свое имя, уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот. Переворачивается с живота на спину. Сидит без поддержки, но самостоятельно не садится. В положении на животе перемещает руки вперед, подтягивается за ними, немного подползая. Помогите ему овладеть способом передвижения, выпустите на простор. В кроватке или в манеже развернуться негде, поэтому почаще выкладывайте малыша на разостланное на полу одеяло. В положении на животе согните его ножки в коленных суставах, а перед ним положите яркую игрушку, он устремится к ней. Продолжается развитие речи детей первого года жизни в гулении появляются отдельные слоги: «ма», «ба». Хорошо ест с ложки, немного пьет из чашки.

Как развивается ребенок по месяцам после рождения далее, какие новые навыки он обретает во втором полугодии?

В семь месяцев психомоторное развитие детей первого года жизни позволяет им легко управляться с игрушками: малыш размахивает, стучит ими, перекладывает с места на место, бросает. Встает на четвереньки, на колени, хорошо и быстро ползает. Ползание не только помогает ребенку перемещаться в пространстве, но и формирует нижнее поле зрения. Кроме того, во время ползания совершенствуется взаимодействие между руками и ногами. Психологи доказали, что у мало ползавших или совсем не ползавших детей в более старшем возрасте снижена способность к анализу и синтезу, менее развита речь, а письмо небрежно. Так что не спешите ставить ребенка на ножки и поощрять раннее хождение. Физическое развитие должно проходить постепенно и поэтапно.

Что еще умеет ваш семимесячный малыш? Знает названия многих предметов и на вопрос «где?» находит взглядом искомый предмет. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Постукивает игрушками друг о друга. Подолгу лепечет. Тянется к своему изображению в зеркале. Умеет пить из чашки, которую держит взрослый.

Как далее развивается ребенок по месяцам и что он умеет? В восемь месяцев малыш сам садится, сидит уверенно и долго, ложится из сидячего положения. Держась руками за опору, сам встает, стоит, переступает ногами, приседает. На вопрос «где?» показывает нужные предметы. Узнает себя в зеркале, радуется своему отражению. Главная особенность развития речи детей первого года жизни в этот период – способность четко и громко повторять отдельные слоги. Ребенок сам держит в руке сухарик, сушку и ест их.

Показатели развития психики и речи ребенка в период первого года жизни с 8 до 12 месяцев

В девять месяцев с удовольствием «пляшет» под ритмичную музыку, ползет вслед за взрослым или ребенком, догоняя их. Развитие детей первого года жизни в этот период позволяет им подражать действиям других людей. С предметами совершает осмысленные действия в зависимости от их формы и свойств: открывает крышку, достает из коробки игрушку, катает грузовик по полу, бросает мячик. Передвигается по кроватке и по комнате, держась руками за спинку и другие предметы. Знает свое имя, откликается на него, знает названия многих предметов и находит их по просьбе взрослого. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Хорошо пьет из чашки, сам поддерживает ее. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

В десять месяцев любит играть со старшими детьми и с взрослыми, выполняет инструкции: дай мячик, возьми машинку, открой ящик и т. д. Развитие моторики у детей первого года жизни настолько высоко, что позволяет им самостоятельно выполнять разные действия с игрушками и предметами: малыш их вынимает, вкладывает, катает, нажимает, бросает. Любит играть в «ладушки», в пальчиковые игры, в прятки. По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы. Ходит с поддержкой за обе руки или держась руками за опору. Активно делает попытки найти общий язык с окружающими, лопочет по-своему, пробует разные интонации, вслед за взрослым повторяет новые слоги. Знает, как мычит корова и лает собачка, по просьбе произносит слоги «му», «ав-ав». Так формируется речевой аппарат, и созревают речевые центры. Помогайте малышу овладеть речью, постоянно разговаривайте с ним.

В одиннадцать месяцев наблюдается избирательный интерес к детям, любит играть с ними. Сооружает строительные комбинации из кубиков, собирает пирамидку. Стоит без поддержки, делает первые самостоятельные шаги. Из кучи игрушек по просьбе находит и подает нужную, различает цвета. Произносит первые слова: ма-ма, ба-ба, па-па, дай. Любит «читать» книжки, с удовольствием рассматривает картинки и по просьбе мамы находит на них нужный персонаж. Старается самостоятельно перелистывать страницы, но с еще большим удовольствием рвет их. Не ругайте малыша за это, а лучше дайте на растерзание какой-нибудь глянцевый журнал: пусть развивает мелкую моторику кистей рук, это очень полезно для умственного развития.

В двенадцать месяцев знает названия многих предметов, указывает части тела. Выполняет многие инструкции, произносит простые слова. Самостоятельно ходит. Знает всех членов семьи и близких людей по именам. Любит играть с детьми, протягивает игрушки, ищет спрятанные предметы, играет в прятки. На прогулке интересуется разнообразием окружающего мира: кормит птичек, гладит собачку, пытается поймать кошку.

В возрасте одного года ребенок ходит самостоятельно. Некоторые малыши ходят уже с 10-11 месяцев (чаще мальчики), а другие пойдут после года — в 13-14 месяцев. Не страдайте понапрасну, если ваш годовичок не хочет ходить без поддержки. По всей видимости, он хорошо ползает, и такой способ передвижения его вполне устраивает. Ползание имеет чрезвычайно высокое значение в развитии ребенка: укрепляются мышцы спины и конечностей, развивается координация тела в пространстве, вырабатывается синхронность в движениях шеи, туловища, конечностей, осваиваются сложные повороты тела. Совершенствуется тактильная чувствительность ладоней при соприкосновении с твердым полом, шершавым ковром, гладким кафелем, мягким одеялом. Если у ребенка отсутствует патология опорно-двигательного аппарата, он скоро непременно сделает первые самостоятельные шаги, и ваше самолюбие не будет испытывать ущерба при виде давно бегающих ровесников вашего малыша.

Помогайте малышу развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук. Психологи доказали, что движения в мелких суставах кистей рук способствуют развитию мыслительной деятельности и речи, так как многочисленные рецепторы, расположенные на пальчиках, посылают импульсы в центральную нервную систему и побуждают к развитию речевой аппарат. Уже в первые месяцы жизни рекомендуется вкладывать в ручки младенца предметы, отличающиеся друг от друга по форме, размерам, плотности и качеству поверхности. Так совершенствуется тактильная чувствительность и формируется понятие о свойствах предмета: большой — маленький, мягкий — твердый, круглый — угловатый, шершавый — гладкий и т. д. Обязательно включайте в занятия с ребенком с первых месяцев пальчиковые игры типа «сорока-ворона кашку варила», «ладушки», «посчитаем пальчики» и т. д.

Теперь вы знаете, как развивается ребенок до года по месяцам, пришла пора подвести итог и сделать правильные выводы.

Как развиваются новорожденные дети?

Эти этапы нервно-психического развития ребенка течение первого года жизни являются лишь ориентировочной схемой. Всегда помните о том, что каждый ребенок — уникальное явление природы и развивается по индивидуальному плану. А изменения (как позитивные, так и негативные) в этот план вносят условия жизни, ухода и воспитания.

Если вы являетесь сторонницей тугого пеленания и до полугода держали младенца завернутым в одеяло, не удивляйтесь, что развитие ребенка первого года жизни по месяцам будет более заторможенным: он поздно начнет садиться, ползать и ходить, а также брать игрушки в руки.

Единственный ребенок в большой семье, которого передают из рук в руки, как переходящий приз, лишен возможности двигаться самостоятельно по манежу или квартире, поэтому не освоит ползания и поздно начнет ходить, кроме того, он вырастает зависимым от взрослых и несамостоятельным.

Некоторые родители, зная, как должен развиваться ребенок по месяцам, в стремлении опередить ровесников своего малыша начинают преждевременно сажать его в подушки или ставить на ножки. Такие рекорды наносят непоправимый вред неокрепшей костно-мышечной системе, вызывая формирование сколиоза, плоскостопия и других заболеваний. Если вы хотите ускорить физическое развитие ребенка, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, плаванием, развивающими играми — и непременно достигнете успеха.

Вот и подошел к концу первый год жизни вашего малыша — самый ответственный период в жизни человека. В это время новорожденные дети не только развиваются – происходит закладывание основ физического и психического здоровья, формируется будущая личность. Создайте необходимые условия для того, чтобы ребенок мог реализовать врожденный жизненный потенциал, которым наградила его природа, и вы обретете истинную радость материнства.