Развитие воображения у детей – необходимая составляющая учебного процесса. И даже если с детских лет понятно, что у малыша аналитический склад ума, он не проявляет творческих способностей и совсем не собирается становиться художником, писателем, актером и тому подобное, развивать воображение все равно нужно. Способность к образному мышлению во многом облегчит его жизненное восприятие и поможет во многих сферах будущей профессиональной деятельности.

Как развивать фантазию и воображение у ребенка школьного возраста?

Что делать, если одни дети лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже — его конкретную, образную сторону, а другие наоборот? Как развивать фантазию и воображение у ребенка, чтобы облегчить усвоение знаний?

Конечно, развитие воображения у детей школьного возраста, если в классе более 30 учащихся, а учитель ведет 4—5 классов, затруднительно. Педагог даже при самой нечеловеческой затрате сил не может не только обеспечить такой подход, но даже составить представление о складе ума каждого школьника.

Поэтому стоит обсудить лучшие способы развития воображения у детей, рассчитанные на реальные условия и пресловутого среднего ученика.

Одна из таких возможностей — более «объемное» преподнесение материала с выделением в нем и логической, и образной стороны.

Для развития фантазии и воображения у детей излагать тему нужно ярко, образно – это неизменно вызовет интерес школьников. Чем суше материал, тем менее он интересен для учеников, особенно в младшей школе. Это в первую очередь относится к грамматике. Л. Н. Толстой в Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, так как не смог заинтересовать ею детей. «Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей. Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики как науки, в приложении к родному языку, естественно, очень легко», — писал В. Г. Белинский.

Образы для школьников с «образным» и «смешанным» типами мышления — опора и поддержка сложных процессов запоминания и понимания. Ученые и опытные преподаватели ищут пути для того, чтобы дать школьникам такие «образы-опоры».

Но у школьников, даже если они относятся к типу «аналитиков», еще не поздно развить образные компоненты мышления, и это необходимо делать не только для более полного усвоения знаний, но и во имя гармонического развития личности и обеспечения ее ресурсами психической устойчивости.

Способы развития пространственного воображения и фантазии у детей

Один из способов, как развивать воображение у ребенка, – это вводить элементы образности в абстрактный материал и устанавливать смысловые связи в разнородном конкретном материале.

Другой путь развития пространственного воображения у детей — целенаправленная работа по стимуляции как теоретического, так и образного мышления школьников.

Любопытный пример трудностей при усвоении недостаточно объединенного смысловыми связями материала приводит один из биографов Наполеона Лас Каз, сопровождавший его на остров Святой Елены. Известно, что Наполеон обладал замечательной памятью, однако Лас Каз, обучавший ссыльного императора английскому языку, столкнулся с совершенно противоположным явлением.

Император, с чудесной легкостью схватывавший все, что касалось смысла языка, имел ее очень мало там, где дело шло о материальном механизме языка. Это был живой интеллект и очень плохая память; это последнее обстоятельство, особенно его, огорчало; он находил, что не продвигается вперед.

Как только можно подчинить то, о чем шла речь, какому-нибудь закону или аналогии, это сейчас же классифицировалось и мгновенно усваивалось; ученик даже обгонял учителя в приложениях и следствиях; но если надо было заучивать наизусть и повторять несвязные элементы, то это было трудным делом; постоянно одни слова принимались за другие.

Прекрасный пример развития творческого воображения у детей описал К. Паустовский в повести «Далекие годы».

В классе у учителя географии Черпунова стояли на столе бутылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой была наклейка; «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». Здесь была вода из Волги, Темзы, озера Мичиган, Мертвого моря и Амазонки. Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроках. Он рассказывал, как он сам набирал нильскую воду около Кипра.

«Смотрите, — он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта».

Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображения гимназистов.

Приходится только сожалеть, что в повседневной школьной практике не существует системы подобных приемов.