«Арлекин» снова прошел по российским сценам и собрал лучшее для юных зрителей. Основанный петербургским театром «Зазеркалье» масштабный фестиваль театрального искусства для детей и одноименную национальную театральную премию сравнивают с «Золотой маской». Не без оснований: схема работы здесь та же. Сперва члены экспертного совета, отсматривая спектакли по всей стране, составляют программу фестиваля, а уже к его финалу жюри определяет победителей. И показательно, что в этом году итоги «Арлекина» в чем-то повторили, а в чем-то сбалансировали решение жюри «Золотой маски».

Большой фестиваль для маленьких: детским театрам раздали миллионы

В Москве завершился всероссийский смотр, инициированный Сергеем Безруковым

«Арлекиновское» жюри под председательством народной артистки России Анны Алексахиной присудило главный приз спектаклю «Комната Герды», созданному Творческой лабораторией Яны Туминой и театром «Особняк». Эта же постановка стала одним из «масочных» фаворитов — «взрослые» премии получили Яна Тумина за режиссуру, а Алиса Олейник — в номинации «работа актера».

«Комната Герды» — вольное сочинение по мотивам сказки Андерсена, Туминой близкого по духу. На крошечной сцене «Особняка» сооружен крошечный павильон — комната, которую Олейник не покидает целый час сценического времени, на глазах зрителя превращаясь из состарившейся Герды, которая вспоминает свое путешествие в края Снежной королевы, в Герду-девочку, а заодно и в других персонажей — тех, кто встретился ей на пути.

Фото: пресс-служба фестиваля«Комната Герды»

На первый взгляд, это моноспектакль Олейник, но в нем участвует и актер Дмитрий Чупахин, скрытый от зрительских глаз за декорацией. Он приводит Комнату в движение, делает ее как бы действующим лицом, запуская нескрываемо умышленные спецэффекты и чудеса. Но рациональность вовсе не отменяет мистического. Этот спектакль — пример гармоничного сочетания глубокого актерского исполнения с эффектными «внешними средствами». Поэтому понятно, почему жюри отметило и Киру Камалидинову — за работу художника-постановщика, и Анис Кронидову — за костюмы, и Василия Ковалева с Анатолием Ляпиным — за свет; а Чупахин получил спецпремию дирекции «Арлекина».

Поклонники «Трех толстяков» БДТ в постановке Андрея Могучего сетовали, что на «Золотой маске» только Александр Шишкин получил «утешительную» для спектакля награду за костюмы. На «Арлекине» же спектакль (точнее, два спектакля: «Три толстяка» идут в двух вполне автономных частях) стал еще одним лидером, получив несколько наград, в том числе за режиссуру, за работу художника-постановщика (тот же Шишкин), женскую и мужскую роли — Аграфена Петровская (Дева-Смерть) и Александр Ронис (Гаспар Арнери).

Фото: пресс-служба фестиваля«Три толстяка»

Синее-синее счастье поселилось в центре Москвы

Театр наций представил новогоднюю историю о таинственной птице и добрых поступках

При всей эстетической разности спектаклей Яны Туминой и Андрея Могучего (емкая камерная композиция — и громоздкий многофигурный «сериал»; немногословное трепетное действо — и обрушивающиеся на зрителя потоки слов) улавливается и общее: режиссеры сочиняют свою историю, только оттолкнувшись от первоисточника, не боятся говорить с ребенком по-взрослому, например, о смерти. И это постановки, где выдерживается «линия рампы», где есть дистанция между актерами и залом.

Был представлен и театр другого типа — «внесценный», где артисты контактируют со зрителем непосредственно, а действие вырастает здесь и сейчас, откликаясь на обстоятельства данного — всегда эксклюзивного — показа. Понятно, что подобные представления в рамках фестиваля оказываются в искусственных условиях, становятся этаким нераспустившимся цветком: предназначено-то детям, а играется на критиков — гостей — участников. И питерские «Недетские разговоры» в постановке Бориса Павловича, и ханты-мансийский спектакль «Чев-Чев» Анны-Ксении Вишневской что-то существенное утратили, когда зрителями оказались «те, кому за…». Тем не менее обе работы отмечены жюри: первая спецпремией «Эксперимент», вторая —призом зрительских симпатий «Глазами детей».

Фото: пресс-служба фестиваля«Чев-Чев»

«Хочу, чтобы дураки, которые всегда счастливы, учили умных»

Народный артист России Слава Полунин — о мудрости клоунов, формуле гармонии и крылышках за спиной

Первый спектакль — по мотивам детских стихов Хармса и Введенского — играется в пространстве «Квартиры» — это социокультурный проект (худрук Павлович, продюсер Ника Пархомовская), временно существующий в квартире старого фонда на Мойке. Зрителей делят на группки, и всё действие водят из одного помещения в другое, в каждом артисты по новым «правилам игры» позволяют тебе соприкоснуться с поэзией обэриутов. В помощь этому — ретроатмосфера квартиры, которая воспринимается как живое существо.

А действие спектакля «Чев-Чев» разыгрывается внутри юрты, установленной на сцене. Он поставлен по мотивам произведений ханты-мансийского писателя Еремея Айпина, здесь нет строгого сюжета, что резонирует с детским восприятием, задача этого действа — через игру познакомить малышей с традиционной культурой обских угров.

В этом году 10-дневная афиша была очень плотной: 11 конкурсных и 10 внеконкурсных спектаклей, а также обширная спецпрограмма, включившая лаборатории, презентации, образовательный семинар. Но главное — многие из представленных постановок могут быть интересны не только детям. И в этом плане «Арлекин» даже универсальнее «Золотой маски».

Источник: iz.ru