Отношения Москвы и Минска переживают не лучшие времена. Президент Белоруссии Александр Лукашенко грозит России потерей «единственного союзника» и анонсирует борьбу за независимость страны. В Москве предлагают соседнему государству подумать об «углубленной интеграции». Поводом для публичной дискуссии стал налоговый маневр в России, в результате которого Белоруссия будет покупать российскую нефть по мировым ценам. Но клубок противоречий на самом деле гораздо более сложный и запутанный. Политолог, экономист Дмитрий Болкунец рассказал «Известиям» о том, что ждет двусторонние отношения в ближайшем будущем.
— Противоречия между двумя странами с некоторой периодичностью обсуждаются политиками публично. Нынешнее обострение чем-то отличается от предыдущих?
— Конфликты последнего времени похожи между собой. Минск стремится получить максимум финансовых ресурсов от российской стороны. Экономическая ситуация в самой России сейчас сложная, в прежних объемах дотировать соседнюю страну Москва не готова. Белоруссия, в свою очередь, не оказывает союзнику поддержки на внешнеполитической арене. Есть также сложности с доступом российских товаров на белорусский рынок. Весь этот комплекс противоречий появился не сегодня, поднимается он уже не в первый раз.
РБ_2
На территории газораспределительной станции «Западная» ОАО «Газпром» около деревни Атолино Минского района
Фото: РИА Новости/Егор Еремов
— Почему же сейчас политики позволяют себе такие резкие высказывания? Александр Лукашенко говорит об угрозе независимости…
Маневр уклонения: Москва не компенсирует Минску недополученные доходы
Белоруссия планировала выручить $310 млн за счет налоговых изменений в российском нефтяном секторе
— Риторика объясняется просто — в этом году в Белоруссии состоятся выборы президента страны. Лукашенко решает две задачи. Во-первых, пытается выбить дополнительные ресурсы. Источник может быть любым — Россия, страны Запада. Во-вторых, стремится сплотить вокруг себя электорат. В последнее время даже оппозиционные силы стали его поддерживать в защите суверенитета. Мы видим, что публикации об угрозе независимости появляются и в западной прессе. Возможно, в Минске надеются, что антироссийская риторика поспособствует признанию результатов выборов странами Запада.
— Поводом для нынешнего обострения называют налоговый маневр. Действительно ли это главная причина? Что теряет Белоруссия из-за налогового маневра?
— По оценкам белорусской стороны, в ближайшие шесть лет страна из-за налогового маневра может потерять до $10 млрд. Существенной является не только перепродажа российской нефти. Обсуждается также цена на газ. Минск требует снизить цену на голубое топливо до уровня Смоленской области — уменьшить ее с $130 за 1 тыс. куб. м до $70. Тут есть сразу несколько существенных возражений. Вообще-то Минск покупает газ по самой низкой в Европе цене. Кроме того, совершенно непонятно, почему за ориентир берется Смоленская область. Калининградская область, например, платит те же $130. К тому же сравнивать российские регионы с Белоруссией вряд ли правомерно. Субъекты РФ и федеральный центр пользуются сложной моделью перекрестного субсидирования, которая неприменима для другого государства.
РБ_1
Посетители выставки-ярмарки «Беларусь-Россия» на ВВЦ в Москве
Фото: РИА Новости/Артем Житенев
Союз крепчал: Москва готова создать с Минском общую таможню
Россия предложила Белоруссии два сценария интеграции
— В Москве, в свою очередь, говорят, что необходимо вернуться к обсуждению союзного договора, реанимировать работу в рамках Союзного государства. Это реально сделать? По каким пунктам возможна такая работа?
— Союзный договор был подписан более 20 лет назад. Документ предполагал принятие конституционного акта и появление высших надгосударственных органов двух стран. Я пока не вижу модели, чтобы две страны подписали эти документы на паритетной основе. По населению РФ больше Белоруссии в 15 раз, по абсолютному показателю ВВП Россия больше в 25 раз. Паритетное взаимодействие России невыгодно. Более актуальным и жизнеспособным я считаю другую интеграционную инициативу — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Лукашенко периодически критикует объединение, но и для Минска оно играет важную роль. Больше 80% белорусских товаров продается на рынках ЕАЭС. По многим позициям альтернативы рынкам стран ЕАЭС у Белоруссии нет.
Лавров удивился шумихе вокруг заявлений Лукашенко и судьбы Союзного государства
— На фоне противоречий с Россией Минск возобновил контакты с западными дипломатами. В частности, появились сообщения, что увеличится число работников представительства США в Белоруссии. Есть ли у Лукашенко надежды на серьезное сближение с Западом? И возможно ли, что он пожертвует отношениями с Россией ради отношений с США и ЕС?
— Больше 10 лет действуют санкции США против Белоруссии. Последний раз Дональд Трамп продлил их летом прошлого года. Есть отдельный список лиц, которым запрещен въезд в США. Казалось бы, Минск и Москва должны синхронизировать работу внешнеполитических ведомств, чтобы снять санкции с обеих стран. Пока, однако, происходит иначе. Мы помним, как Лукашенко публично клялся в том, что Минск признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но так и не сделал этого. Есть и более свежие истории. Например, весной российских дипломатов в связи с «делом Скрипалей» выслали из Великобритании. Ровно в это время глава МИД Белоруссии Владимир Макей впервые за 25 лет посетил Великобританию. Вряд ли можно говорить о случайном совпадении.
РБ_4
Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Союзное государство: Москву и Минск свяжет скоростная магистраль
Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота — об отмене роуминга между Россией и Белоруссией, едином транспортном пространстве и сроках подписания соглашения о взаимном признании виз
— Белоруссию интересует, в том числе, финансовая поддержка. В этом смысле ЕС и США могут заменить Россию?
— Вложения России в Белоруссию в последние годы составляли $6–8 млрд. Страны Запада никогда не выражали готовности субсидировать Минск на такие суммы. Россия является и крупнейшим кредитором Белоруссии. Например, на строительство атомной электростанции в Гродненской области Москва выделила $10 млрд. Минск при этом всегда четко соблюдал договоренности и вовремя выплачивал кредиты. По сути, Москва сейчас — единственный крупный источник займов. Минск также пытался наладить контакт с Международным валютным фондом, но МВФ всегда ставит жесткие условия выделения средств.
— Китай может оказать поддержку Белоруссии?
— В 2010 году Пекин уже предоставил Минску займ на $15 млрд, но это так называемый связанный кредит — деньги нельзя потратить по своему смотрению, на них необходимо купить китайское оборудование, создать определенные производства. В белорусских СМИ упоминается, что китайские цеха пыхтят, дымят и вредят экологии. Например, возмущение местных жителей вызвал завод по производству беленой целлюлозы в Гомельской области и аккумуляторный завод в Бресте. Перспективы их не очень понятны.
РБ_3
Завод сульфатной беленой целлюлозы, построенный в Светлогорске Гомельской области китайской компанией China CAMC Engineering Co
Фото: gp.by
Всегда в контакте
Россия и Белоруссия подписали более 70 соглашений о сотрудничестве
— Какова будет личная судьба Александра Лукашенко при попытке переориентации страны на Запад? Он останется у власти, уйдет на почетную пенсию?
— Для Запада Лукашенко остается нерукопожатым политиком. Я думаю, ему придется оставить свой пост, у страны будет другой президент. Мы знаем, что Запад любит играть на чувствах и ожиданиях политиков, но потом избавляется от них. Так было, например, с Виктором Януковичем на Украине, Муаммаром Каддафи в Ливии. Возможно, долгосрочные планы Лукашенко состоят в том, чтобы передать власть по наследству. Но его старший сын Виктор вряд ли способен возглавить государство. Он не пользуется популярностью ни у элиты, ни у населения. Не обладает управленческими талантами отца. Другой вариант — передача власти кому-то из числа приближенных.
— При обсуждении возможных преемников иногда называют главу МИД Владимира Макея…
— Действительно, его фамилию я слышал от нескольких европейских политиков. Можно говорить также о кандидатуре нынешнего премьер-министра Сергея Румаса. Это молодой, талантливый, энергичный экономист. Впрочем, все эти разговоры — очень сильное допущение. Александр Лукашенко до последнего будет держаться за власть.
РБ_5
Cтроящаяся атомная электростанция в Островце в Гродненской области
Фото: РИА Новости/Виктор Толочко
«Нас пинают ногами». Почему Лукашенко сменил правительство
Премьер-министром Белоруссии стал банкир-либерал
— В ближайшем будущем в Белоруссии состоятся выборы президента. Точная дата пока неизвестна — они пройдут то ли в конце этого года, то ли в первой половине следующего.
— Выборы состоятся тогда, когда это будет удобно нынешнему главе государства. По моим ощущениям, голосование пройдет осенью этого года. В это время пройдет несколько крупных мероприятий — Европейские игры, форум к 10-летию программы ЕС «Восточное партнерство», возможно, запуск первого энергоблока атомной электростанции. Всё это сыграет на руку Лукашенко.
— Есть ли объективные данные о рейтинге белорусского лидера?
— Об этом знает только Комитет государственной безопасности Белоруссии (КГБ). Независимая социология в стране запрещена. По косвенным признакам реальный рейтинг колеблется в районе 20–30%. Лукашенко уже четверть века на своем посту. Люди устали, хотят перемен. При честном подсчете голосов он, скорее всего, проиграл бы, но итоги голосования в Белоруссии не зависят от волеизъявления граждан.
— Каким образом в таких условиях может произойти смена власти в Белоруссии? Возможно ли повторение украинского сценария?
— Полное повторение украинских событий невозможно. На Украине в парламенте была представлена оппозиция. В Белоруссии самостоятельного парламента нет. На Украине уже при Януковиче было довольно много радикальных националистов. В Белоруссии пока такого не наблюдается. Но определенные симптомы мы наблюдаем. Например, в молодежной среде отмечается рост русофобии. К этому приводит и конфронтационная риторика официальных властей, и пропаганда оппозиции. Это очень опасная тенденция. Считаю, что в данных условиях нужно организовать широкий диалог представителей гражданского общества России и Белоруссии, определить проблемы, наметить цели, а не зацикливаться на общении только с отдельными представителями политического руководства.
Источник: