Немецкая подводная лодка U 864, потопленная у берегов Норвегии 9 февраля 1945 года, представляет огромную опасность для всей Арктики. Об этом 23 января заявили эксперты центра экологического консалтинга и мониторинга «Помор» на пресс-конференции в Москве. По данным специалистов, на борту лодки находится 65 т ртути и велика опасность, что она в скором времени попадет в море. Если это случится, то, по мнению специалистов, всему североморскому бассейну будет нанесен непоправимый ущерб, а российское рыболовство в Арктике может быть уничтожено. «Известия» разбирались с деталями боевого пути и гибели субмарины.

Впервые о «ртутной бомбе» норвежские средства массовой информации заговорили в 2003-м, когда весной того же года норвежские ВМС обнаружили у Бергена U 864 — немецкую субмарину времен Второй мировой войны.

Подлодка лежит на дне у острова Федье, на глубине 150 м. С момента ее обнаружения и по нынешний день она периодически упоминается в европейских новостях и является предметом серьезного беспокойства экологов. Предположительно на ее борту находится большое количество ртути, а поднять подлодку со дна очень сложно ввиду того, что она частично разрушена.

Но как на ней оказалась ртуть?

Арктическая гонка: могут ли США спровоцировать конфликт в Заполярье

Крупнейшие военные державы готовятся к противостоянию в северных широтах

Подводный крейсер Третьего рейха

Версальский мирный договор запретил побежденной Германии не только иметь подводные лодки в составе военно-морского флота, но даже строить их в коммерческих целях. Однако немецкие военно-морские силы не собирались отказываться от ценного опыта по строительству и использованию субмарин, приобретенного ими за годы Первой мировой войны.

В Голландии открылась инженерная фирма, ставшая тайным конструкторским бюро германского флота — рейхсмарине. Ее целью было конструирование и строительство на заказ подводных лодок для любого заказчика.

Одной из таких лодок была Е-1, построенная в Испании. Она стала прародительницей для больших океанских подлодок IX серии, входивших в состав кригсмарине Третьего рейха.

Фото: commons.wikimedia.orgПодводные лодки типа VIIC (слева) и типа IXD2 (справа) в Тронхейме. 1944 год

Снежный взгляд: новый радар закрыл Арктику от атак с воздуха

Системы РЛС взяли под контроль воздушное пространство Заполярья

Вершиной эволюции «девяток» стали подводные крейсера типа IXD2, предназначенные для действий в южной Атлантике и Индийском океане. Эти 90-метровые «стальные акулы» обладали самой большой в германском флоте дальностью плавания. На скорости в 10 узлов они могли пройти более 31 000 морских миль.

Их вооружение состояло из шести торпедных аппаратов,105-мм и 37-мм палубных орудий, а также 20-мм зенитных автоматов. На борт подводные крейсера принимали 24 торпеды и почти 400 т топлива. Их стандартный экипаж состоял из 57 офицеров, старшин и матросов.

Германии удалось построить почти три десятка таких лодок, одной из которых была U 864. Она была заложена в Бремене, на верфи концерна «Дешимаг» 15 октября 1942 года. Через десять месяцев субмарину спустили на воду, а 9 декабря 1943 года U 864 вошла в строй кригсмарине. Ее командиром стал корветтенкапитан Ральф-Раймар Вольфрам.

Фото: commons.wikimedia.orgКомандир подводной лодки U 864 корветтенкапитан Ральф-Раймар Вольфрам

Танцующий во льдах: для чего нужен «Андрей Вилькицкий»

«Газпром нефть» построила второй ледокол для увеличения поставок арктической нефти

До ноября 1944 года подводный крейсер находился в составе учебной флотилии. Затем его включили в 33-ю подводную флотилию, чьи лодки действовали на самых дальних коммуникациях и пользовались японскими базами в оккупированной Малайзии. Они были также известны как группа «Муссон».

Группа «Муссон»

Командование кригсмарине еще в 1941 году строило планы по применению своих субмарин на Дальнем Востоке. Однако их реализация откладывалась из-за серьезных технических и логистических трудностей. Кроме того, отправка туда лодок рассматривалась как ненужное отвлечение подводных сил от войны на Атлантике, целью которой было уменьшение британского транспортного тоннажа.

Лодка_1

Подводная лодка U 178 в Бордо. 1943 год

Фото: warspot.ru

Но всё изменилось во второй половине 1942 года, когда в строй вступили подводные крейсера, способные действовать в Индийском океане. Впервые они проникли туда осенью того же года. Четыре лодки действовали в районе между Кейптауном и Мадагаскаром.

Вторая партия подводных крейсеров отправилась к берегам Юго-Восточной Африки весной 1943 года. После выполнения задания субмарины ушли обратно в Европу. Но одна из них — U 178 была отправлена в малайзийский порт Пенанг, который, по соглашению с японцами, должен был стать временной базой для немецких подлодок.

Лодка_2

Панорама порта Пенанг, сделанная наблюдателем бортового гидросамолёта-разведчика

Фото: warspot.ru

В Арктике будет жарко: войска испытают Крайним Севером

Стратегические учения армии и флота проведут за полярным кругом

Идея размещения их там была предложена Германии Японией еще в 1942 году. Но гросс-адмирал Карл Дениц не спешил соглашаться. Отправка лодок на Дальний Восток стала для Деница актуальной в мае 1943 года, когда наступил кризис подводной войны в Атлантике. Спустя месяц в Индийский океан ушла первая группа субмарин для действий с японских баз. Она получила название «Муссон».

В течение оставшегося времени войны Дениц перебрасывал в Индийский океан подкрепления из состава 33-й подводной флотилии, куда вошла U 864. Зимой 1945 года настал и ее черед собираться в дальнюю дорогу.

Первый и последний поход

В октябре 1944-го на U 864 установили «шнорхель» — устройство, позволявшее ей идти под водой на дизелях. Оно всасывало с поверхности воздух для работы дизеля и выбрасывало обратно выхлопные газы.

Затем Вольфрам увел свою субмарину из Германии в Норвегию, которая должна была стать трамплином для ее «прыжка» в Атлантику. Новый 1945 год экипаж подводного крейсера встретил на одной из норвежских баз кригсмарине.

Но выйти в поход через два океана ему мешала нестабильная работа «шнорхеля». В течение двух месяцев U 864 два раза проходила испытания этого устройства, которое часто отказывало при выходе в море. Лишь к началу февраля 1945-го удалось хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому 6 февраля подводный крейсер вышел из Бергена в свой первый боевой поход.

Фото: dubm.deЭкипаж подводной лодки U 864. 1943 год

Очень уязвимый вид: как в Арктике уживаются люди и белые медведи

И что для этого предпринимают в России и Норвегии

Однако фортуна не улыбнулась Вольфраму и его экипажу. После выхода в море на лодке снова отказал «шнорхель». 8 февраля Вольфрам уведомил штаб подводных сил, что не может продолжать поход и возвращается обратно. Но до Бергена ему было дойти не суждено.

Подходы к норвежским базам были излюбленным местом охоты английских субмарин на немецкие подлодки. Британское адмиралтейство уже давно пыталось с их помощью сократить число «серых волков», выходивших в Атлантику

Одной из охотников была субмарина его величества «Вентурер», ранее уже потопившая одну немецкую субмарину в ноябре 1944 года. Утром 9 февраля 1945-го «англичанка» притаилась на позиции у Бергена. Находясь в подводном положении, она периодически поднимала перископ для наблюдения за горизонтом.

Вскоре акустик доложил командиру «Вентурер», что слышит слабые шумы. Спустя полчаса шум повторился. В поднятый перископ удалось разглядеть «тонкую мачту», которая оказалась высоко поднятым перископом U 864. Немцы пользовались им крайне небрежно, поднимая высоко и часто.

Лодка_4

Английская подводная лодка «Вентурер»

Фото: media.iwm.org.uk

Заполярная археология: какие тайны хранят воды Земли Франца-Иосифа

Российские ученые впервые провели подводные исследования в арктических условиях

Так как до «немки» расстояние было велико, англичане решили следить за ней с помощью гидролокатора. Они надеялись сблизиться с противником и торпедировать его. Но под водой лодки крайне медлительны и неповоротливы. Поэтому успех атаки зависел от мастерства акустика и командира: первый должен был следить за врагом, второй искусно маневрировать по полученным докладам.

U 864 шла, периодически меняя курс. «Вентурер» внимательно следила за ней с помощью гидролокатора и шумопеленгаторов, идя параллельно. Слушая шумы подводного крейсера, англичане пришли к мнению, что немцы не используют «шнорхель».

Преследование немецкой лодки длилось более часа. За это время U 864 имела неосторожность снова показать свои перископы. Всё обстояло так, как будто немцы и не подозревали о том, что их преследует вражеская субмарина.

К полудню «Вентурер» удалось сократить расстояние с целью почти до 2 км. В 12:12 она выпустила четыре торпеды, на основании данных гидролокатора. Вскоре раздался сильный взрыв и звуки чего-то разламывающегося.

Рекорды Арктики: в Заполярье зафиксировано беспрецедентное потепление

Температура увеличилась более чем на 3 градуса

Акустик доложил, что шумов немецкой субмарины больше не слышно. Когда английская подлодка подняла перископ, то стало видно, что поверхность воды покрыта густым слоем нефти. С U 864 было покончено — Вольфрам и весь его экипаж погибли.

Опасный груз

Но откуда на немецком подводном крейсере взялась ртуть?

Всё дело в том, что во время войны Япония и Германия пытались обмениваться стратегическими материалами и важной технической информацией. Важная роль в этом была отведена «блокадопрорывателям» — торговым судам, совершавшим рейсы сквозь блокаду союзников.

Но последние сделали невозможным доставку грузов надводным транспортом, отлавливая и топя такие суда. Тогда Ось сделала ставку на подлодки. В результате подводные крейсера группы «Муссон» стали часто использоваться как транспортные.

Лодка_3

Фрагменты подводной лодки U 864 на дне моря у острова Федье. Изображение сделано с помощью гидролокатора

Фото: kystverket.no

Не избежала этого и U 864. По данным Клэя Блэйра, известного американского исследователя подводной войны в Атлантике, в момент выхода из Бергена на ее борту был груз для доставки в Японию, включавший в себя:

«<…> чертежи и детали ракетоплана Ме-163 Komet и реактивного истребителя Ме-262, а также подписанные контракты на их лицензионное производство в Японии; чертежи на другие летательные аппараты (Campini с Ju-1 по Ju-6); чертежи на подлодки типов Caproni и Satsuki; чертежи на радиолокационные установки фирмы «Сименс»; а также 1857 емкостей с ртутью. Среди пассажиров было несколько немецких и японских авиаконструкторов».

Лодка_5

Контейнеры с ртутью, найденные на месте гибели подводной лодки U 864

Фото: kystverket.no

Окно в Арктику

Правительство предлагает упростить порядок захода иностранных туристических судов в арктические и дальневосточные порты

А вот утверждения о наличии на ней 2 т оксида урана сомнительны. Этот факт не подтверждается западными историками, тщательно изучавшими историю гибели субмарины, в том числе и в государственных архивах Великобритании и США.

Знатоки морской войны помнят U 864 не только как «ртутную бомбу». В мировую историю она также вошла как первая подлодка, потопленная торпедами в подводном положении с помощью гидролокатора.

***

В настоящее время специалисты обсуждают возможность подъема лодки или ее захоронения на дне с устройством саркофага. Крайние точки зрения, включая мнения о грозящей Арктике экологической катастрофе в случае захоронения лодки на дне, по мнению специалистов, выглядят несостоятельными: субмарина потоплена более 70 лет назад и ее подъем на поверхность грозит более серьезными экологическими последствиями, чем захоронение на месте.

Источник: iz.ru