Прима Королевского балета Великобритании Наталья Осипова выступила в Москве с новым танцевальным репертуаром. Вечер современной хореографии с подзаголовком «Легкое дыхание» прошел на сцене Московского международного Дома музыки. В яркой, изобилующей контрастами программе (четыре из пяти постановок российский зритель видит впервые) Осипова учла все ожидания своих многочисленных поклонников.
Для ценителей высокой музыки и интеллектуальной хореографии, допускающей многозначность интерпретаций, балерина исполнила Qutb бельгийца Сиди Ларби Шеркауи. Спектакль, вобравший в себя приметы европейской неоклассики, американского модерна и техники восточных единоборств, подчеркнул ее уникальную способность осваивать любые пластические стили и роли. Трио танцовщиков, находящихся в непрерывном физическом контакте, предстает одновременно любовниками, языческими божествами, планетами… Одним словом, абстрактными персонажами, меняющими облик по воле зрительской фантазии.
«Новые лидеры балета с неба не свалятся»
Народный артист России Борис Эйфман — о хореографии будущего, умирающих театрах и Штраусе в роли соавтора
При всем многообразии восприятия развитие действия определяет работа хореографа с конкретным техническим аспектом, а именно — исследованием балетной оси (одно из значений арабского слова Qutb — «стержень»). Под медитативные квазифольклорные композиции Феликса Бакстона и Фареттина Яркина герои раз за разом выстраивают воображаемую вертикаль и разрушают ее. Поиски возможных положений тела в пространстве вместе с Натальей Осиповой и Джейсоном Киттельбергером вел Робби Мур, солист труппы Шеркауи с идеальной классической выучкой; за участие в балете Qutb ему стоит сказать отдельное спасибо. Кроме того, танцовщик отметился в программе первым исполнением своей хореографической миниатюры «Импульс», напоминающей шаманский ритуал.
Монолог Ne Me Quitte Pas в прочтении певицы Нины Симон и хореографа Мюриель Танкар также был заявлен в качестве мировой премьеры и добавил действию интеллигентного мелодраматизма. Осипова в образе одинокой дамы бальзаковского возраста сдержанно страдала в центре сцены, изредка взмывая в воздух в экзальтированных порывах. Еще одну новую миниатюру, I am Fine на музыку Нильса Фрама и Анне Мюллер, танцовщица исполнила в дуэте с автором хореографии Джейсоном Киттельбергером.
Любителям сюжетных балетных зарисовок, динамичного экшена и острого сарказма танцовщица преподнесла «Факаду» Артура Питы. Черная комедия о невесте, которая перерезает горло сбежавшему со свадьбы жениху (Киттельбергер), — эксцентричная реплика в сторону Жизели, одной из коронных классических партий Осиповой. Сходства с романтическим балетом спектаклю добавляют горшки с белыми лилиями, расставленные по периметру сцены в виде круга, из которого герой не в силах вырваться. А также роль харизматичной свидетельницы (современный вариант Мирты), с которой героиня разрабатывает план мести.
В «Факаде», требующей выразительной актерской игры, жестикуляции и мимики, воспитанница русской школы Осипова чувствует себя как рыба в воде. По ходу балета на музыку средиземноморской сюиты Фрэнка Муна прима со свойственным ей темпераментом красуется в свадебном платье — тюнике, кокетливо поправляет прическу, дефилирует на каблуках, гневно рыдает, разводит жертвенный костер, сжигая фату, но практически не танцует. За исключением краткой выходной вариации, воплощающей счастливые ожидания невесты, и полной безумного исступления пляски на надгробии бывшего суженого, постановка являет собой ряд пантомимных сцен, эффектно завершивших вечер.
Источник: